Несколько лет тому назад, а точнее в далеком 2008г. в русскоязычной части интернет бурно обсуждалась ситуация-конфликт между платежной системой webmoney и многими интернет-предпринимателями.
Суть конфликта: предпринимателям блокировали кошельки не давая возможности пользоваться ими - читай "забрать свои деньги". То есть - теоретически их можно было забрать, но практически о таких случаях никто похвастаться не мог (я лично не слышал).
Но дело было не только в блокировке кошелька - возмущение вызывало сама формулировка обвинения и схема практической ее реализации. На WMID "неугодного" предпринимателя составлялась жалоба носившая абсолютно необоснованый характер - явная клевета. На основании этой жалобы арбитраж webmoney блокировал кошелек, а самого владельца причисляли к "мошеннической среде". Во всяком случае так было во всех известных мне ситуациях - абсолютно однотипный сценарий.
При чем жалобы составляли одни и теже люди, а арбитраж задавал одни и теже вопросы - вплоть до запятой! Адекватного объяснения не получил никто (насколько мне это известно - а я был в теме почти год!).
Есть много других мест в сети, но сейчас не об этом. Это старая история, многие извлекли с нее уроки. Поэтому я сейчас хочу поведать о другой истории - совсем свежей. С той целью, чтобы с нее тоже можно было извлечь пользу. Итак.
Один мой знакомый должен был перевести некоторую сумму денег своему партнеру. Но ошибся и в спешке перевел на другой кошелек совершенно другого пользователя! Как говориться - с кем не бывает. Обратился за помощью, в арбитраж webmoney (имеет персональный аттестат) - помогите вернуть деньги. Ему посоветовали обратиться к владельцу кошелька что он и сделал.
Владелец кошелька ответил, что не против вернуть ему деньги, но не имеет возможности этого сделать - WMID заблокирован! Как такое может быть? В любом банке мира и в любой другой платежной системе блокировка счета означает невозможность совершения ЛЮБОЙ оперции - как ввода так и вывода денег!
Но - только не в системе webmoney - здесь даже при заблокированном счете (WMID) деньги вам поступать могут, но распоряжаться вы ими не можете. Эдакая копилка - люди с чуством юмора назвали бы сей факт не иначе как "прикольно - правда?" Зачем так сделано? Читаем дальше.
Знакомый снова стучиться в арбитраж и уточняет ситуацию: владелец не может вернуть мне деньги по причине блокировки WMID. Ответ: пусть он свяжеться с нами. Звучит логично: а вдруг человек обратившийся с подобной просьбой мошенник? Отправил деньги, получил товар и сказал что ошибся с переводом - нужно проверить...
По просьбе, владелец заблокированного кошелька сам обращается в арбитраж (согласился же!) - дескать, здесь мне по ошибке деньги капнули. Претензий не имею, человек ошибся - прошу вернуть. Казалось бы - дело в шляпе: претензий нет, заява есть - ну что еще нужно: вернули и дело с концом. Но - что в кипер упало, то считай пропало - это шутка, а в каждой шутке сами знаете что...
На это его заявление казалось не обратили внимания и задали стандартнейший вопрос арбитража (даже два!): "Какой деятельностью в системе занимаетесь и какие еще WMID испоьзуете?" Попытка провести следствие "на уровне" - лучше признавайся сам ибо и так про тебя все известно. Хотя - какое ваше дело чем я занимаюсь и какое вы имеете право вмешиваться в личные дела? Если я нарушаю правила - укажите, если нет - то к чему ваши вопросы?
Поскольку владелец кошелька на данный момент никакой деятельностью не занимался и другие вмид-ы не использовал то он так и ответил. При этом уточнил суть обращения: он не восстанавливает свой кошелек, а по просьбе пострадавшего обращается чтобы подтвердить - претензий по ошибочному переводу не имеет и они могут вернуть средства отправителю.
Ответ даже озадачил: "За что он вам заплатил?" Другой наверное бы просто плюнул и бросил бы эту пустую переписку, но уж больно сильно просил "пострадавший" - все таки несколько сот у.е. пропадает... Отвечает в третий раз: "Он мне НЕ платил! Человек просто ошибся!" Ну что здесь еще скажешь? После еще пары вопросов такого же характера наконец приходит долгожданное ответ-решение: "Вам отказано в обслуживании". Точка. Как говориться - решение окончатльное и обжалованию (а кому жаловаться то?) не подлежит.
Ну а что же с деньгами? С деньгами решилось - на вопросы моего знакомого арбитраж ... перестал отвечать. Очень простое решение. Конечно, возможно эти деньги все таки будут возвращены - когда нибудь, теоретически. Практически - слышать не приходилось.
А теперь наш вопрос - почему возможна абсурдная ситуация, что на заблокированный кошелек можно перечислить деньги? Ответом будет другой вопрос - кому это выгодно? Владельцу кошелька? Нет, ему этих денег практически не видать. Тому кто их перечислил - возврат возможен, правда тоже только теоретически. И то, когда речь идет о двух долларах но не о двустах...
Деньги остаются в системе. То есть - титульные знаки (типа WMZ) формально лежат на кошельке, а реальный денежный эквивалент - на реальном банковском счету. Ими пользуются - только не вы, а те, кто по ту сторону кошельков. Толково придумано - правда? Отсюда вывод: чем больше денег у вас на кошельке, тем больше "причин" его заблокировать.
Думаю ситуация более чем понятная. Будучи на интернет рынке более 10 лет система webmoney успела завоевать популярность - миллионы пользователей. Среди этих миллионов - тысячи людей которые ошибаются с переводом, теряют ключи доступа, стают жертвой клеветы и т.д. Во всех случаях исход очень стандартный - пользователь машет рукой на пропавшие деньги...
Спросите - а почему не забрать - ведь теоретически система дает шанс. Да, дает. Приведу один пример: пользователь хотел забрать свои деньги с заблокированного кошелька. Ответ был следующим: вы должны принести ноториально завереные заявления от всех пользователей переводивших вам деньги на ваш кошелек в том, что они не имеют к вам никаких претензий! Как вам перспектива такого кругосветного путешествия по сбору подписей с посещением нотариуса? Кроме как - толково придумано - просто нечего добавить.
Так что нужно, чтобы не потерять свои деньги? Всего пару простых рекомендаций. Лично мое мнение:
1) Если можно, то держаться подальше от системы, которая имеет такие правила и подходы. Которая с помощью программы keeper сканирует ваш компьютер до самого ядра фиксируя даже MAC адрес!
2)Если вы все же решили пользоваться этой системой - забудьте про всякие там аттестаты (персональные и формальные) - они вам никак не помогут. Заведите себе простой кошелек который вы можете в любой момент выкинуть или заменить на другой.
3)Не держите на кошельке сумму большую той, которую вы можете себе позволить "подарить" системе webmoney.
4)Прежде чем положить себе на кошелек сумму (получить перевод) - проверьте, а не заблокирован ли ваш счет?
5)Желательно использовать версию LIGHT. Хотя и она имеет свои недостатки.

Даже эти 5 простых советов, сильно помешают системе испортить вам настроение. Применяйте их в порядке, расположенном выше. Ну и в заключении добавлю к своим рекомендациям, мнение Национального Банка Украины в отношении использовании системы webmoney:

http://baxonet-blog.com/images/photos/medium/9a1ee55972ecf4feb5b10bf194e097ae.jpg