В первом полугодии 2014 г. объем платежей, проходящих через системы электронных денег в России, вырос на 38%, составив 270 млрд руб. К концу года этот показатель может составить уже 570 млрд руб.
Об этом говорится в исследовании российского рынка электронных денег по итогам первого полугодия 2014 г., опубликованном вчера консалтинговым агентством J’son & Partners Consulting.
По данным компании, количество транзакций на рынке электронных денег по итогам за первую половину года составило 320 млн.
«По нашим оценкам, более быстрый прирост оборота по сравнению с количеством транзакций вызван постоянным увеличением среднего размера транзакции. Так, если в 2012 г. этот показатель был на уровне 690 руб., то в первом полугодии 2014 г. он составил около 850 руб. Эта тенденция сохранится на фоне изменения структуры платежей», — указывается в исследовании компании.
Основная тенденция, на которую следует обратить внимание, — это продолжающееся изменение структуры платежей в системах электронных денег, пояснил в беседе с репортером ComNews председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.
«В последние годы мы наблюдаем рост доли «тяжелых» транзакций – переводов средств на банковские счета и другим физическим лицам. Это означает, что растет уровень доверия к новым технологиям, а с ним — и доля безналичного оборота в целом. Основная причина состоит в разнообразии продуктов и сервисов. Потребителям нужен выбор, и на российском рынке этот выбор у них есть», — отметил Виктор Достов.
По словам представителя сервиса онлайн-платежей «Яндекс.Деньги», в первом полугодии 2014 г. рынок электронных денег рос бурно. И даже такие факторы, как поправки к законам, ограничивающие анонимные переводы, не стали большим препятствием – они ударили в основном по тем пользователям, кто переводил небольшие суммы, 100-200 руб., добавил он.
«Когда речь идет о таком небольшом переводе, мотивации пройти идентификацию онлайн, заполнив много полей, нет. В целом же оборот по денежным переводам между пользователями «Яндекс.Денег» вырос больше чем на 60%. Во многом негативные последствия, вызванные поправками, удалось преодолеть благодаря сервису переводов с карты на карту, который появился в начале июля, и приложению «Денежные переводы». В целом же оборот компании с 2013 г. вырос на 53%», — подчеркнул представитель «Яндекс. Денег».
Пресс-службы Webmoney и PayPal вчера воздержались от комментариев.
По прогнозам J’son & Partners, оборот рынка по итогам нынешнего года достигнет 570 млрд руб., а к концу 2018 г. составит не менее 1 трлн руб. Количество транзакций на рынке электронных денег по итогам 2014 г. достигнет 660 млн, что на 20% больше результата аналогичного периода прошлого года. Аналитики полагают, что количество транзакций будет увеличиваться при среднегодовом темпе роста на уровне 7% и в 2018 г. составит порядка 870 млн.
Виктор Достов также ожидает, что российский рынок электронных денег продолжит рост даже в условиях снижения платежеспособного спроса. Клиенты станут более ответственно выбирать способы платежа и отказываться от традиционных наличных переводов в кассах банков, считает он. Изменения будут происходить и в структуре платежных инструментов, полагает Виктор Достов.
«Если раньше системы электронных денег концентрировались на маленьких платежах через онлайн-интерфейс, то сейчас они становятся аналогом ограниченно функционального онлайн-банкинга. Через электронный кошелек можно мгновенно выпустить виртуальную карту либо заказать обычную с доставкой по почте. Или, наоборот, привязать к нему зарплатную карту. В конце концов, скорее всего, начнет доминировать модель «один интерфейс – разные источники фондирования». То есть в момент оплаты клиент сможет выбирать, откуда списывать деньги – с дебетовой карты, банковского счета, кредитной карты или кошелька», — резюмировал Виктор Достов.
По мнению представителя группы QIWI Дениса Разумкина, рынок развивается в соответствии с тенденциями в экономике и потребностями населения по оплате товаров и услуг. В среднесрочной перспективе будет происходить развитие сбалансированных каналов наличных и безналичных платежей, считает он.
«В то же время весомым драйвером рынка является развитие и увеличение популярности электронной коммерции, включая контент», — заключил Денис Разумкин.