Кабинет министров Украины опубликовал постановление, определяющее порядок выкупа акций банков государством. Этот документ разработан, в том числе, для спасения проблемных и неплатежеспособных банков путем вхождения в их акционеры государства. Надеяться на такое спасение могут только крупные и системные банки.
Согласно тексту постановления, Министерство финансов может приобрести акции дополнительной эмиссии банков в обмен на облигации внутреннего государственного займа. Капитализацию возможно будет провести для проблемных банков с недостаточным уровнем капитала, а также банков, в которых государство владеет более 75%. Обязательным условием для капитализации является уменьшение размера уставного капитала на сумму неучтенных убытков, рассчитанных по результатам аудита.
Также в документе была установлена норма о том, что при добровольном согласии акционеров государство должно войти в капитал банка в размере не менее чем на 75%+1 акция. Это именно тот порог, за которым миноритарий не имеет какого-либо особенного влияния на свои активы.
Банк, который будет национализирован, должен отвечать критериям, установленным Экспертно-аналитическим советом по вопросам участия государства в уставном капитале банков. По данным Forbes, таким критерием является норматив НБУ – Н7, который регламентирует максимальный кредитный риск на одного контрагента. Именно из-за несоответствия этому критерию НБУ отказался от капитализации VAB Банка, куда впоследствии и была введена временная администрация.
По информации Forbes, вопросы порога вхождения государства неоднократно поднималась банкирами. Однако выгодные для частных акционеров условия выкупа банков были отклонены правительством – в том числе из-за позиции МВФ. С высокой вероятностью акционеры банков, нуждающихся в докапитализации со стороны государства, просто откажутся от предложенных властью условий, ведь собственники рассчитывали на вхождение государства не более чем на 50%+, что позволило бы Минфину контролировать банк и принимать важные решения.
Также собственники банков хотели иметь возможность опциона: обратного выкупа акций. От этой идеи в правительстве также отказались. «Рано или поздно Минфин захочет продавать выкупленные банки, и первым, кому можно было бы предложить это сделать, является бывший собственник. Если у него, конечно, появятся деньги», – считает председатель Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей.
«Во время кризиса 2008-2009 годов в вопросах капитализации банков государством оговаривалось, что будет подписан опцион на выкуп старыми акционерами долей. Но потом эта тема сошла на нет под влиянием политических факторов», – поясняет экс-член совета НБУ и в прошлом основной акционер, а сегодня – миноритарий Укргазбанка Василий Горбаль.
Напомним, что в 2008-2009 годах, во время кризиса, государству приходилось спасать банки путем их национализации. Власти предлагали несколько сценариев рекапитализации банков, из которых выбрана была формула 75% + 1 акция.
Тогда в распоряжение Минфина попало три банка: Укргазбанк, банк «Киев» и Родовид банк. Успешным приобретением Кабмина банкиры считают Укргазбанк. Свою роль в его спасении сыграла позиция тогдашнего собственника Василия Горбаля, который пошел на добровольную национализацию. В банках же «Киев» и «Родовид» национализация происходила без добровольного участия акционеров.
«Во время прошлого кризиса предложенная схема добровольной национализации была применена только в единственном случае – в моем. Все остальные от такой формулы отказались, понимая фактическую потерю контроля, политические риски и так далее. Сейчас эта форма также достаточно сложная», – вспоминает Василий Горбаль.
Для неплатежеспособных банков, в которые уже введена временная администрация, положением предусмотрен немного другой механизм. Согласно документу, государство может принимать участие в выведении неплатежеспособного банка с рынка, при условии, что банк отвечает двум критериям.
Сначала временный администратор обязан обеспечить уменьшение размера уставного капитала до 1 гривны, таким образом государство после рекапитализации получает почти 100%-ный контроль над финансовым учреждением.
Во-вторых, часть общих активов банка должна составлять 2% или больше от размера общих активов банков Украины, и/или объем депозитов физических и юридических лиц составляет 2% либо больше от общего объема депозитов по системе.
Опрошенные Forbes банкиры отмечали, что постановление прописано под всего несколько заметных и влиятельных участников финансового сектора, вопрос поддержки которых сейчас решается. Прежде всего, речь идет о VAB Банке, в который 21 ноября была введена временная администрация. Акционер VAB Банка Олег Бахматюк рассказал Forbes, что работа в этом направлении ведется. «Во вторник я был в Министерстве финансов, и мы вместе с Александром Шлапаком обсуждали создание рабочей группы совместно с Фондом гарантирования вкладов и Укргазбанком, чтобы защитить интересы вкладчиков и международных держателей бондов. Вместе мы будем вырабатывать новую модель по спасению банков», – подчеркивает Бахматюк. По его словам, речь идет о непрямой национализации – за счет покупки активов банка другим государственным банком, а не напрямую Минфином.
Напомним, что подобная схема – с выкупом активов проблемного банка Укргазбанком – уже обсуждалась в контексте истории банка «Форум». Видимо, эту же схему решили применить к VAB Банку.
В интервью Forbes Олег Бахматюк утверждал, что его предложение докапитализировать банк совместно с государством поддерживал министр финансов Александр Шлапак, кандидатуру которого в том числе обсуждают как нового первого банкира государства. Однако в итоге из-за расхождений с НБУ и МВФ было принято постановление, которое усложняет национализацию банка.
Еще одно крупное учреждение, клиенты которого с лета испытывают трудности, и которое может обратиться за поддержкой государства – это Дельта Банк. Участники банковского сектора уже несколько месяцев обсуждают, будут ли этот банк национализировать. Собственник Дельта Банка Николай Лагун на такую информацию ответил Forbes, что слухи не комментирует, уточнив, что «у нас есть согласованный с Нацбанком план капитализации, и мы вместе с Cargill его исполняем согласно графику». По информации Forbes, Cargill напрямую не хочет докапитилизировать банк на условиях, прописанных в принятом Кабмином постановлении.