Попытаемся разобраться с вопросом выдачи преступников (или подозреваемых) в небольшом обзоре.
Экстрадиция – это официальный процесс, через который одно государство запрашивает и добивается выдачи подозреваемого или осужденного преступника. Экстрадиция между странами регулируется соглашениями. Между регионами одной страны (например, между штатами в США) также может производиться передача подозреваемых и осужденных, но это не экстрадиция в точном понимании термина.

Экстрадиция может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны. При этом договорами предусмотрены условия, которые позволяют отказать в экстрадиции. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Договора и соглашения об экстрадиции
В международном праве есть некий консенсус относительно того, что у страны отсутствует обязанность передавать подозреваемых преступников. Это вытекает из принципа суверенитета над территорией. Такое отсутствие международного обязательства и желание запрашивать преступников из других стран повлекли к жизни большую сеть соглашений об экстрадиции. И надо сказать, что большинство стран мира подписало двусторонние соглашения со многими странами. При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, Соединенные Штаты не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китайскую Народную Республику, Намибию и Северную Корею.

Российская Федерация
Согласно мировой практике, в большинстве стран мира своих граждан не выдают. Этот принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции РФ. Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Такие же положения есть в законодательстве Израиля.

Страны Евросоюза
Все страны ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан в ряд государств, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения. Аналогичная ситуация и в США. Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились страны-члены Европейского союза, которые ввели в отношениях между собой так называемый «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Процедура экстрадиции (выдачи):
Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.). В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами. Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.

Современные тенденции
В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов. Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

И небольшой FAQ от юриста:

Вопрос: Если гражданин Украины оформит гражданство Австрии, а потом откажется от украинского гражданства, то в случае заведения на него в Украине уголовного дела его выдадут или нет?
Ответ: Украина ратифицировала целый ряд международно-правовых актов, регламентирующих порядок выдачи лиц, подозреваемых или обвиняемых, в совершении преступлений: Европейскую конвенцию о выдаче правонарушителей 1957 года с дополнительными протоколами к ней; конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах, подписанную в Минске в 1993 году и дополненную через четыре года. Кроме того, Украина заключила двусторонние договоры о правовой помощи, предусматривающие экстрадицию, с Китаем, Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией, Грузией и Монголией. Договоры о непосредственной выдаче правонарушителей Украина заключила с Индией и Китаем. Украина является правопреемницей международных договоров СССР о правовой помощи с Албанией, Венгрией, Вьетнамом, Болгарией, Грецией, Кипром, Кубой и Румынией. Как видите, Австрии в этом списке тоже нет. Но это не означает, что выдача из Австрии в Украину невозможна в принципе. Единственное, что могу сказать, это что Конституция Австрийской Республики (ст. 9. (1)) предусматривает, что общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права. Вместе с тем объявление международного договора частью права страны не означает автоматического применения договорных норм. Нормы международных договоров должны быть интегрированы в правовую систему государства в качестве части права страны, соответствовать ее принципам, применяться в рамках соответствующих правовых процедур, устанавливаемых национальным законодательством. Способы и средства реализации норм международного права относятся к исключительной компетенции государства и отличаются существенным разнообразием. Государство, имеющее действительные международные обязательства, должно внести в свое законодательство изменения в той мере, в какой это необходимо для осуществления международных обязательств. Сделает ли оно это путем формального принятия международного права, например в форме трансформационной оговорки, или в форме издания закона, распоряжения или инструкции, либо предоставит решение данной проблемы своей исполнительной власти, - с точки зрения международного права является его собственным делом. Международное право требует только выполнения договора. Вышеуказанные положения весьма актуальны для международных договоров об экстрадиции, эффективное осуществление которой было бы невозможно без соответствующих законодательных мер, осуществляемых на национальном уровне. Регулирование экстрадиции в международном уголовном праве осуществляется посредством многосторонних конвенций (Европейская конвенция об экстрадиции, Межамериканская конвенция о выдаче и т.д.), участники которых после ратификации (присоединения, одобрения) принимают на себя определенные обязательства, выполнение которых требует принятия соответствующих законодательных мер на национальном уровне.

Вопрос: Как обстоит дело с экстрадицией граждан Сент-Китс и Невис(гражданство легко покупается путем покупки недвижимости) в Украину?
Ответ: Граждане Сент-Китс и Невис могут быть выданы в страны, с которыми у Сент-Китс есть договор, предусматривающий возможность выдачи. Сент-Китс и Невис имеет такие договора Соединенными Штатами, Канадой и Великобританией. Дополнительно к перечисленным странам есть так называемый Fugitive Offenders Act, согласно которому лица, совершившие преступления в любой стране Британского Содружества, могут быть выданы. Упомянутый закон является частью законодательства всех стран Британского Содружества. Договора об экстрадиции с Украиной или Россией нет.